Новости

30.11.2012
Способность ориентироваться в пространстве и модификации конденсированных фаз воды

Для комара столкнуться с падающей каплей (которая весом раз в пятьдесят больше его собственного) - все равно что для нас попасть под мотоцикл. Однако, с легкостью маневрируя в дождливую погоду, в тумане комары лишаются некоторых важнейших своих способностей.

Комары, которые, как недавно выяснилось, нисколько не боятся летать под дождем, в тумане себя чувствуют не так комфортно.

Летом ученые из Технологического института Джорджии в Атланте (США) показали, что капля дождя весом в 50 раз больше комара не сильно пугает насекомых: его легкое тельце приклеивается к ней, некоторое время падает вместе с ней, а потом комар просто проходит сквозь каплю без особого вреда для организма.

Но когда сгущается туман, для комара наступают действительно тяжелые времена. «Дождевые капли и туман по-разному воздействуют на комаров, –сообщает Эндрю Дикерсон, ведущий автор обоих исследований. – С точки зрения комара, столкновение с падающей каплей – то же самое, как если бы нас сбил небольшой автомобиль. А частичка тумана – весом в 20 миллионов раз меньше комара – все равно что для нас хлебная крошка. Таким образом, туман для комара – что дождь для человека». В среднем во время дождя комар попадает под каплю раз в 20 секунд, но капельки тумана окружают насекомое постоянно, пока оно летит.

Если взаимодействие комара с дождевой каплей кратковременное, то с туманом – продолжительное. Вместе с тем капельки тумана, несмотря на их обилие, не отягощают комара во время полета. Зато сказываются на его летательных способностях несколько иначе.

На высокоскоростной съемке исследователям удалось заметить, что в густом тумане у комаров уменьшается частота взмахов крылышками; при этом сохраняются силы для того, чтобы взлететь, даже если на них осело значительное количество росы. А вот поддерживать вертикальное положение для устойчивого полета становится крайне проблематично.

Причина в том, что капельки тумана препятствуют работе жужжалец – булавовидных придатков грудного отдела, являющихся видоизмененными задними крыльями комаров. Эти небольшие органы, сопоставимые по размерам с частичками тумана, вибрируют в противофазе с крыльями и отвечают за ориентацию тела в пространстве, являясь этаким гироскопом, регистрирующим силу Кориолиса.

При 400 взмахах в секунду жужжальца сталкиваются с тысячами туманных капелек за это же время, что приводит к «крушению». «Получается, что жужжальца не могут правильно определять положение тела, подобно тому, как стеклоочистители не справляются с работой в сильный ливень, или когда на них налип снег», – говорит Дикерсон, представивший работу на встрече Отделения гидродинамики Американского физического общества, которая состоялась 18 – 20 ноября в Сан-Диего (Калифорния, США).